Для ребёнка хорошая речь
– залог успешного
обучения и развития. Вначале язык усваивается ребёнком
стихийно, в процессе общения.
Но этого недостаточно, стихийно усвоенная
речь примитивна и
не всегда правильна. Некоторые очень важные аспекты языка
стихийно усвоены быть
не могут и поэтому находятся в ведении школы. Это, во-первых,
усвоение литературного языка, подчинённого норме, умение
отличать литературный, «правильный»,
от нелитературного, от
просторечия, диалектов, жаргонов.
Школа учит литературному языку в его
художественном, научном и
разговорном вариантах. Это
огромный объём материала,
многие сотни новых
слов, тысячи новых значений уже известных
слов, множество таких сочетаний, синтаксических конструкций, которых дети до школы в
устной практике не употребляли. И здесь необходима система учебных
воздействий на учащихся, нужна
планомерная работа, чётко и определённо дозирующая
материал, нужно соблюдение ступеней в формировании речи.
Во-вторых, учащиеся овладевают чтением и письмом. И чтение, и письмо – это речевые навыки, опирающиеся на
систему языка, на знание его
фонетики, графики, лексики, грамматики, орфографии. Письменная речь всегда
строже устной. Она имеет свои особенности в
построении фраз, в отборе лексики,
в использовании грамматических форм.
Овладевая письменной речью,
дети усваивают особенности жанров:
описания, повествования, письма,
заметки в газету, рассуждения.
Третья сфера работы школы по речевому развитию – это доведение речевых умений детей до какого-то минимума,
ниже которого не
должен остаться ни один ученик. Это совершенствование речи учащихся, повышение ей культуры. Рассмотрим источники обогащения словаря
младшего школьника по степени влияния на речь детей:
1. Речевая среда в семье, среди друзей.
2. Речевая среда: книги, газеты, радио, телевидение.
3. Учебная работа в школе (учебники, речь учителя).
4. Словари, справочники.
Научить маленького школьника ясно и
грамматически правильно говорить, обладать
хорошо поставленным голосом,
излагать собственные мысли
в свободной, творческой интерпретации,
в устной
и письменной форме,
уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами,
соблюдать речевую культуру и развивать у него
умение общаться – сложное и кропотливое дело, требующее от учителя
напряжённого труда, а
главное – эффективно действующего подхода
к развитию речевой
деятельности в самом широком понимании, его организации и
корректировке.
Спасибо за материал.
ОтветитьУдалить