воскресенье, 15 декабря 2013 г.

Формирование толерантности у школьников

Формирование толерантности у школьников.
(обращаясь к опыту коллег - Басхардырова Г.И.,учитель русского языка и литературы,
руководитель МО классных руководителей, г. Саратов).

В зависимости от того, какие отношения складываются у сегодняшних школьников в общении со сверстниками, с учителями, внешним миром, зависит их поведение в обществе и отношение к этому обществу в целом. Именно поэтому такое большое значение приобретает воспитание толерантности.

Формирование у детей толерантного сознания и поведения, веротерпимости и миролюбия – важная задача современной школы.


В процессе организации воспитательной работы должны решаться следующие задачи:

воспитание личности, осознающей достоинство человека;
воспитание терпимости;
воспитание гуманного человека;
формирование умения разрешать конфликты ненасильственным путем и т. п.

В ходе внеклассной работы младшие школьники в игровой форме, доступной детям их возраста, могут получить информацию о своих правах, о людях других национальностей, об их национальных культурах.

Воспитание в духе толерантности  начинается с обсуждения вопросов, в чем заключается права и свободы детей, что, с одной стороны, способствует усвоению этих нравственных уроков, а с другой – укрепляет у младших школьников стремление к защите прав собственных и других детей.


Воспитанию доброго отношения к одноклассникам способствует участие в совместных делах класса: конкурсах, соревнованиях, играх.

Очень полезно проводить экскурсии, на которых ученики знакомятся с образом жизни, традициями и ценностями других народов.

Задача классного руководителя, как и любого учителя, - воспитать, развить, сформировать  в детях основу основ взаимоотношений – уважение к себе и, как следствие, уважение к другому человеку.


Формирование толерантности у школьников способствует:

сплочению детского коллектива;
развитие творческих способностей учащихся;
самовыражение личности каждого ребенка;

улучшение взаимоотношений в классном коллективе;

4 комментария:

  1. Изначально, толерантность, как и другие качества , должны воспитывать у ребенка родители. И толерантному меньшинству очень сложно в сегодняшнем коллективе. Но порой, невозможно объяснить пришедшему в слезах из школы ребенку, почему на его толерантность дети отвечают гадкими словами , а то и кулаками... Раньше учила дочь не отвечать на зло злом, а простить, забыть и переключиться. А с недавних пор , рекомендую давать сдачи и стоять за себя. Это не относится к нашему классу . Дочка говорит, что класс очень дружный и нет никаких"группировок", травящих друг друга или одиночек. В этом вижу Вашу заслугу, Мэри Ашотовна! Спасибо Вам большое, что доносите до некоторых учеников то, что не сумели родители.

    ОтветитьУдалить
  2. Согласна с Валерией на все 100.

    ОтветитьУдалить
  3. Спасибо, Мэри Ашотовна, за такую большую работу, за такие важные темы. Я думаю, что помимо направленных на это мероприятий толерантность в детях развивает поведение взрослых по отношению именно к тем детям, к кому им надо проявить толерантность. Поэтому реакции учителя на споры, дружбы, проблемы и радости в их отношениях очень важны.И нашему классу с этим повезло! Мэри Ашотовна, искренне благодарю за Вашу терпимость и тепло, с которым Вы относитесь к нашим детям. Я рада, что вот уже четвертый год мой сын находится в таких надежный и добрых учительских руках.

    ОтветитьУдалить
  4. Спасибо Мэри Ашотовна,что уделяете повышенное внимание этому вопросу,ведь воспитывая в наших детях сегодня такие качества как уважение к себе,к старшим,к своим одноклассникам, мы можем надеяться что завтра из них вырастут люди умеющие любить мир вокруг себя,окружающих.

    ОтветитьУдалить