вторник, 17 декабря 2013 г.

Уважаемые родители, совершенно согласна с вашими пожеланиями - обсудить проблему формирования грамотной речи детей.

           Для ребёнка хорошая  речь    залог  успешного  обучения  и  развития. Вначале язык усваивается ребёнком стихийно, в  процессе  общения.  Но  этого недостаточно, стихийно усвоенная речь  примитивна  и  не  всегда  правильна. Некоторые очень важные аспекты  языка  стихийно  усвоены  быть  не  могут  и поэтому находятся в ведении школы. Это,  во-первых,  усвоение  литературного языка, подчинённого норме, умение отличать  литературный,  «правильный»,  от нелитературного,   от   просторечия,   диалектов,   жаргонов.   Школа   учит литературному языку в его художественном, научном и  разговорном  вариантах. Это  огромный  объём  материала,  многие  сотни  новых  слов,  тысячи  новых значений уже  известных  слов,  множество  таких сочетаний, синтаксических конструкций, которых дети до школы  в  устной  практике  не  употребляли. И здесь необходима система учебных воздействий на учащихся, нужна  планомерная работа, чётко и определённо дозирующая материал, нужно  соблюдение  ступеней в формировании речи.
      Во-вторых, учащиеся овладевают чтением и письмом. И чтение, и письмо – это речевые навыки, опирающиеся на систему языка, на  знание  его  фонетики, графики, лексики, грамматики,  орфографии. Письменная  речь  всегда  строже устной. Она имеет свои особенности в построении фраз, в  отборе  лексики,  в использовании  грамматических  форм.  Овладевая   письменной   речью,   дети усваивают особенности жанров: описания,  повествования,  письма,  заметки  в газету, рассуждения.
      Третья сфера работы школы по речевому развитию – это доведение речевых умений детей до какого-то минимума, ниже  которого  не  должен  остаться  ни один ученик. Это совершенствование речи учащихся, повышение ей культуры. Рассмотрим источники обогащения словаря младшего школьника по  степени влияния на речь детей:
     1. Речевая среда в семье, среди друзей.
     2. Речевая среда: книги, газеты, радио, телевидение.
     3. Учебная работа в школе (учебники, речь учителя).
     4. Словари, справочники.
Научить маленького школьника ясно и грамматически правильно  говорить, обладать  хорошо  поставленным  голосом,  излагать   собственные   мысли   в свободной, творческой интерпретации, в  устной  и  письменной  форме,  уметь выражать свои эмоции  разнообразными  интонационными  средствами,  соблюдать речевую культуру и развивать у него умение общаться – сложное и  кропотливое дело, требующее от  учителя  напряжённого  труда,  а  главное    эффективно действующего  подхода  к  развитию  речевой  деятельности  в  самом  широком понимании, его организации и корректировке.


1 комментарий: